Творчество - двигатель человеческого развития


 

Старинные русские женские ремесла

 
 
Одним из основных видов старинных русских женских ремесел было прядение и ткачество. До изобретения механических ткацких станков производство ткани было кустарным. Ткали на ручных ткацких станках обычно женщины. Мастерицы, умевшие выткать красивую узорную ткань, были всегда в почете и зачастую освобождались от повседневных обязанностей.
В старину на севере Руси изготовляли, в основном, льняную, конопляную и шерстяную ткани. Ткань различалась как по качеству, так по цвету и фактуре.
Процесс приготовления нитей из растительного волокна был очень трудоемок. Осенью, когда приходила пора уборки, лен теребили и оставляли на пару недель в поле, чтобы волокна размягчились. Лен периодически проверяли, иначе он мог сгнить. Потом лен сушили и мяли в специальных деревянных мялках, последовательно продавливая пучок льна по всей длине, при этом твердая составляющая, кострика, отделялась. Затем лен трепали, держа пучок льна в одной руке и ударяя сверху вниз деревянным трепалом, отделяя от льняного волокна оставшуюся кострику.
После этого лен чесали щетью, при этом короткие волокна, так называемая верховина или очес, отделялись от основной кудели. Эти волокна не выбрасывались, они годились для изготовления грубых тканей или веревок.
В некоторых местностях для чесания льна применяли деревянные чесала наподобие гребней, с помощью которых, держа пучок льна в руке или на столе, прочесывали волокна.
Шерсть после стрижки овец также стирали, мяли, чесали, потом пряли шерстяную нить.
Для чесания шерсти применяли также специальные щетки, изготовленные из деревянной основы с заколоченными в несколько рядов железными зубчиками.
После вычесывания льняная кудель была готова к производству пряжи.
Для производства пряжи использовались деревянные прялки. В наших местах обычно применяли прялку-копыл, сделанную из единого куска корневой части дерева. Донце прялки было вытесано из корня, а ножка и лопаска - уже из самого ствола. Прялки очень часто украшали резьбой и росписью.
Волокно для пряжи закреплялось на лопаске прялки с помощью веревки. Пряха садилась на донце прялки и левой рукой работала с куделью, а правой с веретеном.
Нить из кудели получали путем скручивания волокон с помощью деревянного веретена, к верхнему концу которого крепился конец скручиваемой нити. Веретено закручивали рукой как волчок, затем готовую нить наматывали на среднюю часть веретена. На нижней части веретена зачастую делали утолщение в виде шара или диска для придания веретену устойчивости при вращении и большей силы скручивания. Затем закрепляли нить на верхнем конце веретена и крутили дальше.
Пряха левой рукой подкручивала начало нити, стараясь забрать из кудели как можно ровнее, от этого зависело качество нити. Чтобы нить было удобнее скручивать, пряха часто смачивала пальцы слюной.
Потом нити сматывали на тюрик, так называется деревянная катушка. В таком виде ткацкую нить было удобно использовать в дальнейшем.
Для производства ткани использовали деревянные ручные ткацкие станки, выполненные вручную кустарным способом. В наших местах сохранились, в основном, горизонтальные ткацкие станки, они пользовались большей популярностью.
Главным достоинством горизонтальных станков является возможность ткать полотно практически бесконечной длины, наращивая основу. Ткачиха выполняет работу, сидя на скамье или табурете, причем все действия она может выполнять, практически не сходя с места, что очень удобно.

В конструкциях деревянных ткацких станков есть некоторые отличия, но принципиальной разницы в устройстве практически нет.
Ниточная основа наматывается парными нитками на деревянный вал или "навой", который устанавливается в гнезда станины на задней стороне станка.
Нити основы парами (четная-нечетная) продергиваются (пробиваются) через нитеницы (ремизный аппарат) и через бердо и закрепляются на переднем валу - по-нашему "пришвица". Пришвица устанавливается в гнезда станины в передней части станка. На этот вал наматывается готовая продукция. Чтобы обеспечить необходимое натяжение основы, валы фиксируются с помощью рычагов - "притужальников". С помощью притужальников производится также необходимая подмотка валов.
Две нитеницы (в самом простом случае) подвешиваются с двух сторон через деревянные блоки - они называются "векошки". Внизу нитеницы сыромятной кожей или веревками соединены с "подножками". Нажимая ногами поочередно на подножки, можно поднять вверх нечетные нити, а опустить вниз четные, или наоборот.
При нажатии ногой на подножку образуется зев - пространство между рядами четных и нечетных нитей. Остается продернуть внутри зева челнок с уточной нитью, выровнять ее по краю, затем, отпустив подножку и слегка зажав нить, прижать ее бердом ко краю сотканого полотна, затем нажать на другую подножку и, зажав уточную нить основой, плотно прибить ее бердом к основной ткани.
В терминологии названий составных частей деревянного ткацкого станка просматривается прямая функциональность. Например: навивать -навой; пришивать(передний край полотна) - пришвица; делать туго, притужать -притужальники; рамка, в которую вставляется бердо, чтобы прибивать уточную нить - набилка. Некоторые названия характерны для нашей местности, некоторые общие.
На станках с двумя нитеницами (двухремизный станок) ткались простые ткани типа полотна. Оно использовалось для обыденных рубашек, сарафанов, полотенец, постельного белья.
На двухремизных станках выполнялись браное ткачество и пестрядь. Это уже узорная многоцветная ткань.
Чтобы выткать узорную рельефную ткань нужен многоремизный станок, например станок с пятью подножками (значит с пятью нитеницами). Наличие нескольких нитениц позволяет, раскрыв дополнительные зевы, создать дополнительные рельефные слои.
Существует много различных ткацких методов, приемов и приспособлений, для изготовления различных тканей, придуманных еще в древней Руси. Эти знания в дальнейшем позволили создать мощные механические ткацкие станки, выпускающие огромные количества любой ткани. Мы сейчас не мучаемся вопросом как бы одеться, нас больше интересует как нам одеться.
Изготовление половиков или домотканых дорожек на деревянных ткацких станках появилось не так давно - где-то в первой половине двадцатого века. Дело в том, что деревенские половики ткутся из полосок ткани, в основном ситца. Для этого было необходимо, чтобы фабричных тканей выпускалось много, тогда ненужные, отходившие свой срок старые вещи можно было пустить на половики.
Этот кустарный промысел был уже в какой-то мере свободным творчеством, поскольку сугубой необходимостью он не являлся, а позволял улучшить быт и получить некоторый доход от продажи.
Ткацкие станки в эти времена были во многих деревянных дома. Летом они хранились обычно на повити, в сенях или на чердаке, а после окончания осенних уборочных работ и с наступлением холодов устанавливались в избе. Женщины в течение дня при наличии времени периодически присаживались к станку и продолжали начатое. Технология ткачества половиков на деревянном ручном станке позволяет делать сколь угодно долгие перерывы без какого-либо ущерба.
Когда мы жили у бабушки в деревне, она тоже устанавливала ткацкий станок и ткала половики. Нам тоже разрешалось работать на станке и это даже поощрялось. Поэтому те далекие приемы и сама конструкция деревянного ткацкого станка с детства навсегда отпечатались в моем сознании.
Ткали половики из старых, вышедших из обихода вещей. Их простирывали, разрезали аккуратно ножницами на длинные полоски сантиметра по два шириной и сматывали в клубки.
Таких клубков надо было очень приличное количество, чтобы соткать половики. Чем ярче и разнообразнее цвета клубков, тем интереснее получится половичок, это еще от мастера зависит. Обычно узор составлял троицу - делалась широкая (8-10 сантиметров) цветная полоса и затем разделительный бордюр из двух полос , например черных, с белой полосой между ними (шириной по 1-1,5 сантиметра). Подбор цветов лежал полностью на ткаче и был ограничен, конечно, набором клубков.
Длину основы для половиков выбирали такой, чтобы хватило на нее клубков тряпочек и чтобы успеть соткать все за зимний период. Обычно длину основы, а, естественно, и готовых половиков измеряли в "стенах". Одна стена равна длине основы за один оборот станка для снования.
К весне деревянный ткацкий станок обычно разбирали и складывали на хранение. Часть основы с нитеницами и бердом аккуратно складывали отдельно, чтобы при новой сборке и налаживании станка не пришлось опять пробивать все нити основы через нитеницы и бердо. Это очень сложная и многодельная работа. Куда более проще при окончании ниток основы подвязать пониточно следующую длину основы и спокойно продолжать ткачество.
Очень интересная и хитрая процедура намотки основы или "снование".
При сновании необходимо создать несколько сотен параллельных парных нитей (считаются в пасмах, 30 парных нитей - одна пасма) одинаковой длины (длина нити - несколько стен). При этом сматываются нити с двух катушек.
Для снования применяется свой станок. Он представляет собой две квадратные рамки из деревянных реек размером примерно 2,5 метра, скрепленные крестообразно на оси. Ось жестко закреплена на полу, чтобы рамки могли крутиться. На одной из вертикальных реек вверху вставляется деревянный палец, чтобы зацеплять нить. На противоположной рейке внизу ставится двойная вилка для образования восьмерки (восьмерка потом нужна в технологии оснастки).
От двух катушек, находящихся на полу, протягиваются нити каждая до своего кольца, которое закреплено на стене ровно над катушкой (очень удобно забить в стену ножницы), затем продеваются в кольца и закрепляются вместе на верхнем пальце рамки. Затем рамка закручивается, постепенно навивая на себя с приличным шагом вниз парную нить. За один оборот рамки навивается около 7 метров нити (1 стена). При других размерах станка длина стены будет другая.
Например, нужна длина основы 2,5 стены. При этом шаг намотки должен быть такой, чтобы через два с половиной оборота нить была на уровне нижней вилки. Затем парная нить закрепляется восьмеркой и рамка крутится обратно, наматывая нить по тому же пути, только вверх. Дойдя до верхнего пальца, нить зацепляется за него, и мотаем обратно. Таким образом наматывается пучок параллельных парных нитей в количестве, нужном для данной основы.
Затем пучок снимается и вяжется коса воздушным узлом, как при вязке крючком. В таком виде основа занимает мало места, хорошо переносится, не запутывается и, при сматывании на навой, легко освобождается из косы.
Домотканые половики изготовляли различной ширины, в среднем от 50ти до 70ти сантиметров. Некоторые экземпляры половиков, сотканные еще моей бабушкой в 60е годы до сих пор в исправном состоянии.
В настоящее время этот промысел практически уходит в небытие, только силой энтузиастов начинается возрождение старых традиций.
У нас в городе при Сольвычегодском историко-художественном музее в 1991 году была открыта школа-мастерская народных ремесел. В школе традиционным старинным ремеслам обучаются и дети и взрослые. Обучение производят опытные педагоги - мастера своего дела.
Основной профиль школы мастерской - женские русские ремесла, среди них одно из основных - ткачество на деревянных ткацких станках. В двух классах школы установлено более десяти рабочих старинных деревянных станков, которые подарили школе-мастерской местные жители. Высшедшие из строя некоторые части изготовлены и заменены местными умельцами.
Приемами оснастки и работы на станках поделились старинные мастерицы своего дела - бабушки, уже не дожившие до наших дней.
Техникой изготовления одной из сложнейших частей станка - нитениц поделилась жительница города Бебякина Клавдия Ивановна.
Приемам заправки и оснастки ткацкого станка научила Зоя Георгиевна Герасимова.
Им наше уважение, почет и вечная память! И всем тем, кто старался сохранить в веках народное наследие.
Главной движушей силой и энтузиастом школы-мастерской народных ремесел является заведующая народным отделом Сольвычегодского историко-художественного музея Шпанова Ольга Семеновна.
Сольвычегодская школа-мастерская народных ремесел принимает заявки на обучение приемам оснастки и работы на деревянном ткацком станке. Обучение проводится в индивидуальном порядке, срок обучения - одна неделя. Обучение платное по договору. Для проживания в городе есть вполне приличная гостиница.
Телефон школы-мастерской (8)818-37-79267, время работы: с 9-00 до 18-00.
Школа будет рада оказать услуги желающим для обучения. Я выражаю искреннюю благодарность школе-мастерской и лично Шпановой О.С. за предоставленные материалы и консультации при подготовке данной статьи.






Последнее обновление   © Андрей Чахин 2012