Творчество - двигатель человеческого развития


 

Сложные самодельные технические игрушки

 
 
Создание сложных технических игрушек - это, по сути дела, построение и сборка моделей.
Этим занимаются в специализированных кружках и студиях технического творчества. А развивающемуся ребенку хочется иногда что-нибудь построить дома.
Ясно, что сборка летающих моделей вертолетов и самолетов очень сложна, тут без специальных мастерских и опытных инструкторов не справиться, а вот судомодели и автомодели с электродвигателем вполне под силу сконструировать и в домашних условиях.
Когда ребенок играет покупными игрушечными машинками, они раньше или позже все равно ломаются и, в конечном итоге, оказываются в утиле. Мой совет - собирайте колеса, оси, редуктора, электродвигатели, красивые и технологичные детали машин, не выбрасывайте их.
Если у ребенка есть тяга к технике - а это видно сразу, то через пару-тройку лет этот кулек с шестеренками будет бесценным кладом, всегда необходимым для строительства своего, еще никем не созданного автомобиля.
Точно та же история с детским железным конструктором, который обычно в первом классе всегда просят приобрести для уроков труда. Это в будущем бесценный источник хомутов, кронштейнов и стяжек не только для детского творчества, а и для домашнего хозяйства.
Самое сложное и трудоемкое дело при постройке судомодели - это корпус корабля. В технических кружках его строят обычно по-серьезному, собирая из шпангоутов, обтягивая листовым материалом и пропитывая лаком и краской.
В домашних условиях лучше найти подходящих размеров готовый пластиковый корпус.
Электродвигатель для судомодели годится не особенно оборотистый, главное, чтобы тяга была приличной. Место расположения двигателя - примерно середина корпуса.
Далее необходимо вклеить дейдвудную трубу, в которой будет проходить гребной вал, передающий усилие от электродвигателя к гребному винту. Гребной винт насаживается прямо на вал с помощью пайки или затягивается гайками.
Внутри корпуса судна труба вала должна заканчиваться выше ватерлинии, чтобы не было поступления воды внутрь.
На настоящих судах герметичность трубы гребного вала обеспечивается с помощью сальников, а поступающая вода и конденсат откачиваются специальными насосами.
С осью двигателя гребной вал соединяется гибкой трубочкой, например, от медицинской капельницы
. Вал можно изготовить из кусочка велосипедной спицы. В концах трубы надо поставить втулочки или гаечки, чтобы вал хорощо крутился. Для предотвращения хождения вала по краям вала можно опаять шайбы или зафиксировать плотной пластиковой трубкой.
Для руля необходимо в корме также вклеить вертикальную трубку, в которой будет проходить баллер руля. Внутри корпуса на баллер можно насадить большую шестеренку, на которую можно будет легко поставить электропривод для поворота руля.
Крепление двигателя, изготовление элементов руля, развесовка элементов в корпусе - это работа для ума и рук. Радиоуправление удобно взять от ненужной радиоуправляемой машинки - там как раз два канала на два электродвигателя, вперед-назад и влево-вправо, даже переделывать ничего не надо. Единственное - надо предусмотреть выключение мотора на руле или его прокрутку в крайних положениях, потому что работа двигателя в заклиненном состоянии неприемлима.
Верхнюю палубу с надстройками или часть ее лучше сделать съемными, чтобы можно было обслуживать аппаратуру.
Конструировать автомодели очень интересно. Здесь надо исходить из компромисса - чтобы хорошо работало , но не было очень сложно.
Компоновку домашней модели лучше начинать с подбора колес, редукторов и двигателя. За основу рулевого управления можно взять готовое от игрушек, незначительно доработав и укрепив, чтобы не ломалось.
Часто ходовые редуктора игрушечных машин сделаны блоком вместе с двигателем, некоторые редуктора даже содержат в себе дифференциал.
Раму для автомобиля можно выполнить из кровельного железа, загнув полосы П-образно и спаяв по краям. Железо хорошо паяется и обрабатывается, поэтому на такую раму легко крепятся любые узлы и блоки.
Подвеску можно сделать из пружин, закрепив готовый редуктор по принципу маятника - с одной стороны на осях к раме, с другой - упор на пружины.
Кабину можно склеить из пластика, в нашем с сыном грузовике она была спаяна из фольгированного гетинакса. Стекла - пластик от бутылок, в фарах электролампочки, верхние фонари - светодиоды. В качестве габаритных огней, поворотов и стоповых огней у нас также были использованы малогабаритные плоские светодиоды, установленные на металлических бамперах. Жалко, что машина не сохранилась с тех лет, но ее узлы неоднократно использовались при построении других конструкций.
Для нашего автомобиля была сделана сложная пропорциональная система радиоуправления на микросхемах ТТЛ серии и транзисторах. Дополнительно два канала использовались для подачи звукового сигнала и включения света фар. Пропорциональная система позволяет плавно регулировать ход автомобиля вперед-назад и задавать необходимый угол поворота руля. Но при самостоятельном построении она очень сложна. Проще взять готовую от игрушки и вписать ее в свою конструкцию.
Сейчас в продаже очень много интересных технических игрушек. А какие вертолеты! Летают на электротяге и отлично управляются. О таких игрушках совсем недавно можно было еще только мечтать. Технологии изготовления микроаппаратуры ушли далеко вперед. Но изготовление своими руками пусть даже несложных моделей все равно очень интересно и полезно.






Последнее обновление   © Андрей Чахин 2012