Литературная вечеринка


 

Рыбное море

 
 

Корабль загудел мелкой дрожью от работы дизеля и начал слегка раскачиваться на ровной волне. Судьба занесла меня на рыболовный траулер, и мы идем в море ловить треску и что там еще попадется.

Я электрорадионавигатор и в моем ведении почти все хитрые приборы на судне: гирокомпас, эхолоты, радиолокаторы, авторулевой и прочее. Я уже бывал в море – во время службы офицером на военном корабле на Тихоокеанском Флоте. Мы за три года прошли немало морей – от Вьетнама до Камчатки.

А теперь, в зрелом возрасте, вновь захотелось вдохнуть морской воздух – дыши, сбылась мечта идиота! Забыл, как травило в раковину и выворачивало наизнанку во время первого шторма? Ладно, что потом прошло, привык. А сейчас готовься! Дай бог, чтобы снова все быстро прошло. Хорошо, что каюта почти посередине судна, качать будет гораздо меньше. Это на носу на мостике - то взлетаешь в небеса на встречной волне, то зарываешься по иллюминаторы с грохотом! Страшно!!! Весело!!! И укачивает (поначалу).

Обычно рыбу ищут с помощью рыболовного эхолота – он рисует косяки рыбы на экране различным цветом – специалисты-штурмана сразу определяют - что за рыба и сколько ее. Но самым лучшим методом поиска рыбы является прослушивание сводок соседей – они ежедневно отчитываются об улове и докладывают свои координаты.

Идем в район лова. Боцманская команда стравливает за борт на тросах огромные сети – это донный трал, который раскрывается на ходу. У него слева и справа специальные крылья, огромная мотня, и все это идет по дну, забирая в себя всю рыбу, которая попадает по пути.

А вообще-то, наполнение трала определяется особым датчиком, к нему идет отдельный кабель чуть тоньше мизинца – это уже мое хозяйство. Бывает, что при работе с тралом кабель повреждается и самым лучшим средством для ремонта, думаете, что оказалось? «Изделие номер 2» - русский презерватив. Эластичная резина хорошо растягивается и при намотке на место повреждения полностью герметизирует кабель. Поэтому перед походом в море я пошел в аптеку и купил 100 штук этих изделий. Меня спрашивают: - ты что, на целую роту берешь? Да нет, говорю, у меня работа такая, бывает за смену - до десятка уходит. Посмеялись! Теперь я экипирован на весь поход.

А вот быструю рыбу, которая ходит вполводы, например макрель, ловим другим тралом – он называется «пелагический» и идет не по дну, а в толще воды. И надо обнаружить эхолотом косяк, обогнать его, развернуться, поставить трал и аккуратно одеть его на косяк рыбы, причем делать это на полном ходу, чтобы быстрая рыба не выскочила из трала. Затем необходимо сделать хитрую петлю, чтобы рыба запуталась, и только после этого можно сбросить ход и выбирать трал с уловом.

Один раз штурмана определили очень плотный косяк и аккуратно зашли на него с тралом. Но что-то сильно застопорилось, стали снижать ход, травить троса. Хорошо, что подводная лодка была наша и не стала убегать, а просто всплыла. Все были в шоке! А штурмана – на вершине удовольствия – вот мы профессионалы!

Идем с тралом целый час, никуда не сворачивая – на мачте висит особый знак «иду курсом траления». Этого знака боятся все другие пароходы – рыбаки на курсе траления не сворачивают, только в самом экстренном случае. Заработали лебедки, сбросили ход – интересно: что поймалось? Вот показался трал, пошла мотня. В самом низу сигарообразное утолщение диаметром около метра, серебристо-серое и шевелится. Треска! Больше тонны! Это уже хорошо!

Поднимаем кранбалкой сеть и развязываем куток. Рыба вываливается на палубу и в люк сразу на рыбную фабрику. Идем работать – шкерить рыбу. Старпом вывесил расписание дополнительных вахт для всего экипажа и отдельно объявил – «доктору и электрорадионавигатору выходить на подвахту независимо от рыбы». Мы ведь свободные люди – на вахтах не стоим, гуляем по пароходу.

Ну что, работа – святое! Перчатки, ножи готовы, вперед, за дело! Даем стране мороженую рыбу, тресковую печень и рыбную муку!

Рассказы

- "А один из них механик"

- "Перелет"

- "Штурман и винтик"

- "Физика и мистика"

- "Рецепт"

- "Рыбное море"

- "Люди и авто"






Последнее обновление   © Андрей Чахин 2016