Опять же, необходимость в наличии такого
подледного буксировщика или
подледного трактора возникла для облегчения постановки подледных сеток для ловли рыбы.
Такая идея возникла у моего друга несколько лет назад и он ее успешно осуществил.
В настоящее время в продаже появились похожие аналоги китайского производства, но наш подледный буксировщик имеет несколько полезных функций, значительно улучшающих его характеристики...
===========
Основная задача такого подледного трактора состоит в том, чтобы протянуть подо льдом фал от одной точки до другой в нужном направлении на расстояние 100-120 метров (длина сетки).
В первой отправной точке делается лунка, в которую погружается буксировщик, и сразу задается необходимое направление движения.
Для удобства погружения буксировщика и стабилизации направления движения в рабочем положении к буксировщику сзади жестко прикрепляется "хвост" - деревянная ручка около метра длиной (черенок от лопаты), к концу которой привязывается фал.
За ручку удобно погружать буксировщик в воду и при движении он не отклоняется в стороны.
Положительная плавучесть всего аппарата позволяет ему прижиматься ко льду со стороны воды, "зубастые" колеса хорошо цепляются за лед.
После преодоления необходимого расстояния и отработки реле времени ходовой электродвигатель отключается, а электромагнитная муфта расцепляет привод колес, что дает возможность (при необходимости) вытащить трактор свободным ходом за фал обратно.
Это бывает не так часто, но основная задача после выполнения транспортировки фала - найти место буксировщика подо льдом, чтобы вырубить лунку и достать аппарат вместе с фалом.
Вот для этой цели в подледном буксировщике заложены несколько возможностей.
Внутри аппарата установлен маломощный радиомаяк на частоте 27.12 МГц, позволяющий локализовать местоположение в радиусе 25 метров.
Для определения точного местоположения применен простой металлоискатель на биениях с внешним динамиком.
При работе по тонком льду в тракторе установлен генератор звуковых сигналов, который прослушивается снаружи. Если лед прозрачный, в дополнение к звуковому сигналу включается световой маяк, который виден через лед.
Все эти средства поиска подледного буксировщика позволяют не потерять его подо льдом.
Технические характеристики данного самодельного устройства следующие:
Длина 600мм, ширина 220мм, высота 110мм. Аккумулятор 12 Вольт 7 ампер-часов. Двигатель и редуктор от стеклоочистителя ГАЗ-53. Ведущие колеса из ведущих звездочек взрослого односкоростного велосипеда. Вал и электромагнитная муфта самодельные.
Корпус буксировщика сделан из дерева и пластика. Сальники подобраны по размерам. Водоизмещение аппарата около 12-ти литров, вес около 6-ти килограмм.
Скорость хода примерно 18 метров в минуту. Реле времени установлено от стиральной машины с максимальной выдержкой 6 минут, что дает полное расстояние прохождения 100-120 метров.
Подледный буксировщик эксплуатируется два года. Конечно, период пользования устройством - только начало зимы, пока лед на водоемах еще не очень толстый.
Аппарат показал свою полезность и хорошие пользовательские характеристики.