В каждом доме есть
аппаратура для прослушивания звуковых программ.
Наибольшее распространение в быту в более ранние времена в 50е - 60е годы получили радиолы, где были функции радиоприемника и проигрывателя для пластинок.
В начале они были ламповые, позднее были заменены на транзисторные.
В те времена пластинки были на 78 оборотов и долгоиграющие на 33 оборота. Пластинки делались из шерлака, долгоиграющие - из винила.
Позднее, в 60е годы, появились ламповые магнитофоны, в основном, со скоростью 19 см в сек и 9,6 см в сек.
Запись велась в монофоническом режиме на одной дорожке в прямом направлении и на одной дорожке в обратном направлении.
Магнитная лента применялась тип 2 и тип 6. Типы лент отличались качеством магнитного слоя и несущей основы.
Тип 6 обеспечивал более лучшее качество звука и реже рвался.
В 70е годы появились транзисторные магнитофоны и появился тип ленты 10, которая была тоньше чем предыдущие (лавсановая основа), и позволяла выполнить более качественную запись звука.
Катушки с лентой тип 10 выпускались на 180 метров, 270 метров, 350 метров и 525 метров, что обеспечивало время прослушивания соответственно 30 минут, 45 минут, 60 минут и 90 минут на скорости 9,6 см в сек.
На скорости 19 см в сек время воспроизведения, естественно, уменьшалось в два раза.
Частотная характеристика катушечного магнитофона при записи на скорости 19 см в сек была ориентировочно 60 - 16000 Герц, на скорости 9,6 см в сек от 100 до 10000 Герц.
Во многом характеристики воспроизведения звука зависели от типа магнитофона.
Динамические характеристики магнитофонов на скорости 19 см в сек тоже были лучше.
В те же времена стали появляться 4х дорожечные и стереофонические магнитофоны и приставки.
Для начала воспроизведения необходимой записи надо было извлечь катушку с лентой из коробки, одеть ее на подающий подкассетник, вытянуть необходимый свободный конец ленты, аккуратно пропустить мимо головок и заправить его на приемную катушку.
После этого можно было включать воспроизведение или запись.
Стали появляться катушечные магнитофоны с вертикальной конструкцией, где катушки закреплялись в вертикальной плоскости с помощью специальных зажимов.
Качество магнитофонов стало заметно лучше, стали выпускать магнитофоны первого и высшего классов.
Магнитные ленты на катушках необходимо было хранить в полиэтиленовом пакете, поскольку они могли высыхать и обсыпаться.
С начала 70х годов стали выпускаться кассетные магнитофоны под кассету МК-60.
Кассетные магнитофоны в то время были переносные.
Магнитофоны стали более удобные в эксплуатации, но качество звука на кассетном носителе стало хуже, частотная характеристика ухудшилась, динамический диапазон уменьшился.
Данные ухудшения были обусловлены малой скоростью при том же качестве ленты.
В середине 80-х годов появились иностранные кассеты на 90 минут, которые позволяли улучшить качество записываемого и воспроизводимого звука.
Тогда же появились кассетные стационарные магнитофоны высшего и первого класса, оснащенные системой шумоподавления. Качество воспроизводимого соответствовало катушечным магнитофонам того же класса.
В середине 90-х годов появились устройства, записывающие и воспроизводящие с мини дисков.
Мини диск представлял собой небольшую дискету, похожую на дискету компъютера. Запись производилась на металлический диск с помощью магнитных головок в цифровой форме.
Данный вид носителя не получил у нас широкого распространения ввиду большой стоимости.
Мини-диск использовался, в основном, в полупрофессиональной аппаратуре для создания фонограмм, проведения дискотек и пр.
Одновременно с развитием магнитной записи, которая позволяла производить запись самостоятельно самим пользователям, развивалась индустрия виниловых пластинок и проигрывателей.
Использование новых технологий позволило использовать одну дорожку для стереозаписи.
Если до первой половины 70-х годов все проигрыватели граммпластинок выпускались второго класса, то с середины начали выпускаться проигрыватели первого и высшего класса.
Проигрыватели высшего класса были оснащены электромагнитным звукоснимателем, регулятором скорости вращения, демпфированным микролифтом, электронными схемами коррекции звука.
Усилители звука хороших проигрывателей обладали большой мощностью, малыми искажениями и шумами, хорошей частотной и динамической характеристиками и позволяли воспроизводить любые музыкальные произведения с высоким качеством и достоверностью.
Акустические системы для домашнего применения были представлены рядом различных колонок от 10-ти до 100 Ватт.
В начале 90-х годов стали появляться CD проигрыватели на компакт-дисках.
Воспроизведение звука с CD диска производится цифровым методом с помощью лазера и обладает 100% достоверностью записанного и высоким качеством звучания.
Пользование проигрывателем очень удобно, проигрыватель занимает немного места. Небольшой диск удобно хранить.
Большой популярностью стали пользоваться музыкальные центры разной ценовой категории, включающие в себя соответсвенно усилитель, колонки, CD проигрыватель, магнитофон и радиоприемник.
В 98-м году для цифровой записи появился формат DVD, который позволил производить запись музыки и изображения с большей плотностью. Различные новые компъютерные форматы записи звука позволяют разместить на одном CD диске до 200 песен ( в зависимости от качества).
В настоящее время выпускаются только DVD проигрыватели, позволяющие воспроизводить все видео и музыкальные форматы.
Компъютерные форматы записи музыки позволяют производить запись и воспроизведение звуковых программ с различным качеством звучания.
Так, например, формат МР-3 с битрейтом 128 примерно аналогичен звучанию кассетного магнитофона не очень высокого класса.
МР-3 с битрейтом 320 звучит где-то на уровне магнитофона высокого класса.
WAF и FLAC равны по качеству CDA.
Цифровые форматы записи звука позволяют производить запись и переписывание звуковых программ без потери качества - один к одному. Хранение звуковых файлов и работа с ними на компъютере позволяют с большим удобством производить поиск нужных песен и составление любых необходимых плэй-листов.
Цифровая запись и воспроизведение звука позволило с большой достоверностью производить озвучивание музыкальных программ, но постепенно возникал вопрос - а почему в старые времена на ламповой технике звучание было более приятным, мягким и бархатным.
Углубленные исследования показали, что "ламповый" звук обладает несколько другими характеристиками, нежели "транзисторный".
Скорость нарастания сигнала в ламповой аппаратуте многократно превышает те же характеристики транзисторной аппаратуры.
Спектр гармоник сигнала в ламповой аппаратуре уже, чем в транзисторной, поэтому интермодуляционные искажения очень малы.
При прослушивании музыки это выражается в большей прозрачности и приятности звучания.
Для оценки качества звуковоспроизводящей аппаратуры еще в 70-е годы были введены стандарты. Одним из первых был немецкий стандарт DIN 4500.
Оценке подлежали такие параметры как амплитудно-частотная характеристика, уровень нелинейных искажений и уровень шума.
Для разных видов техники устанавливались свои значения данных параметров.
Для отечественной аппаратуры были введены ГОСТы.
Введение ГОСТов позволило на основе технических параметров разделить аппаратуру на классы.
Импортная аппаратура высокого качества воспроизведения звука составляла так называемый
класс Hi-Fi (высокая верность), который быстро распространился по миру. Стандарты DIN определяли те параметры, согласно которым техника являлась классом Hi-Fi. Для массового и даже продвинутого слушателя музыки этого уже было вполне достаточно.
Современная элементная база и материалы позволяют совсем несложными методами производить проигрыватели, усилители и динамики класса Hi-Fi, поэтому развитие звуковой аппаратуры в основном направлении пошло по пути улучшения потребительских качеств - удобство пользования носителями, быстрый поиск необходимых песен и музыкальных произведений, хорошая вписываемость в интерьер и т.д.
Появились большие и маленькие красивые музыкальные центры, домашние кинотеатры.
Цифровые методы обработки звука, а также аналоговая схемотехника позволяет из стандартного стерео-зучания создать квадро-эффект, а что еще удобнее, использовать формат 5 к 1, где для озвучивания нижних частот применяется одна колонка - сабвуфер, а все остальные звуковые колонки выполнены небольшого размера.
Такие акустические системы занимают в доме не так много места и позволяют с хорошим качеством прослушивать музыкальные программы.
Другим путем развития аудиотехники стал путь дальнейшего улучшения верности воспроизведения музыкальных программ.
Знатоки добиваются, чтобы музыка в доме звучала совершенно так же, как и реальный инструмент или оркестр, с теми же уровнями громкости, той же динамикой звука, мягкостью и прозрачностью.
Для этого используется ламповая техника, схемотехника без обратных связей (задержка сигнала и динамические искажения), без регуляторов громкости и регуляторов тембра (фазовые искажения).
Трансформаторы из специальной мягкой отожженой меди специальными методами намотки,
использование специальных соединительных шнуров,выпрямителей на основе кенотронов (нулевые обратные тока и время рассасывания при переходе через ноль) - все это позволило получить действительно верное воспроизведение звука.
Такая техника уже не подлежит стандартизации - это
класс Hi-End.
Это эксклюзивная, очень дорогая аппаратура, выполненная зачастую в стиле ретро, а может и High-Tech, в одиночных экземплярах или малыми сериями.
Качество воспроизведения музыки оценивается "на слух" искренними ценителями Hi-End, потому что по техническим параметрам и так уже все по нулям и нет таких приборов и стандартов, чтобы это измерить.
Поэтому в силу вступают субъективные оценки качества звука, а вместе с ними мифические и мистические характеристики. Зачастую применяются интересные и технически неоправданные материалы.
Например, замечено, что изготовление шасси усилителя не из металла, а из старого дуба делает звучание более "мягким".
Этому пока ничем нельзя возразить, а может быть все и обстоит совершенно так.
Думаю, многие "мистические" характеристики звука Hi-End аппаратуры еще будут подтверждены соответствующими техническими параметрами, наука и техника не стоит на месте.