Обустраиваем частный дом


 

Старинная музыкальная техника

 
 
По материалам выставки "Фонограф"
Сольвычегодского историко-художественного
музея



У многих в доме хранится старинная музыкальная техника, купленная в давние времена, а теперь уже не нужная. Такая техника постепенно становится раритетной, все меньше сохраненных экземляров остается живыми и рабочими, и все ценнее становится сохранение их для истории пути, пройденного с момента изобретения звукозаписи.
Первыми устройствами для записи и воспроизведения звука были механические музыкальные инструменты. Они могли воспроизводить мелодии, но не способны были записывать произвольные звуки, такие как человеческий голос.
В эпоху возрождения появились разнообразные механические музыкальные инструменты, использующие цилиндр для воспроизведения мелодий: шарманки, музыкальные часы, музыкальные шкатулки, табакерки, и т.д.
Все эти изобретения могли играть сохранённую музыку, но не могли записывать различные звуки, живые выступления, и имели ограниченный набор мелодий.
В 1877 году Томас Эдисон изобрёл фонограф, который уже мог воспроизводить свою запись. Звук записывается на носителе в форме дорожки, глубина которой пропорциональна громкости звука.
Звуковая дорожка фонографа размещается по цилиндрической спирали на сменном вращающемся барабане. При воспроизведении игла, двигающаяся по канавке, передаёт колебания на упругую мембрану, которая излучает звук.
В первом фонографе металлический валик вращался с помощью рукоятки, с каждым оборотом перемещаясь в осевом направлении за счет винтовой резьбы на ведущем вале.
На валик накладывалась оловянная фольга (станиоль). К ней прикасалась стальная игла, связанная с мембраной из пергамента. К мембране был прикреплен металлический конусный рупор. При записи и воспроизведении звука валик приходилось вращать вручную со скоростью 1 оборот в секунду.
При вращении валика в отсутствие звука игла выдавливала на фольге спиральную канавку (или бороздку) постоянной глубины. Когда же мембрана колебалась, игла вдавливалась в олово в соответствии с воспринимаемым звуком, создавая канавку переменной глубины. Так был изобретен способ "глубинной записи".
Первые фонографы, использующие фольгу на цилиндрических носителях, позволяли осуществить лишь очень короткие записи — длительностью всего несколько минут — и быстро изнашивались. Более долговечными стали валики, покрытые слоем воска.
Фонографы стали очень популярны в США и Европе.
Более удобным и качественным носителем звукозаписи стали грампластинки.
Граммофон был изобретён в 1887 году Эмилем Берлинером.
Берлинер заменил валики дисками, с которых можно изготовить копии - металлические матрицы. С их помощью прессовались хорошо знакомые нам граммофонные пластинки.
Одна матрица давала возможность напечатать целый тираж - не менее 500 пластинок. В этом состояло главное преимущество грампластинок Берлинера по сравнению с восковыми валиками Эдисона, которые нельзя было тиражировать.
В отличие от фонографа Эдисона, Берлинер для записи звука разработал один аппарат - рекордер, а для воспроизведения звука другой - граммофон.
Вместо воскового валика использовалась грампластинка.
Скорость стандартной грампластинки составляла 78 об/мин.
Первая в мире граммофонная пластинка была изготовлена из целлулоида.
Пластинку было "проиграть" в граммофоне с помощью механического звукоснимателя - иглы и мембраны. Усиление звука достигалось с помощью большого громоздкого раструба. Вскоре появилась технология прессования грампластинок при помощи стальной печатной матрицы. Первоначально грампластинки изготавливались из целлулоида, каучука, эбонита.
До 1896 г. диск приходилось вращать вручную, и это было главным препятствием широкому распространению граммофонов. Эмиль Берлинер объявил конкурс на пружинный двигатель - недорогой, технологичный, надежный и мощный. И такой двигатель сконструировал механик Элдридж Джонсон, пришедший в компанию Берлинера. С 1896 по 1900 гг. было произведено около 25000 таких двигателей. Только тогда граммофон Берлинера получил широкое распространение.
С 1897 года эбонит был заменен композиционной массой на основе шеллака - воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми.
Пластинки стали качественней и дешевле, однако главным их недостатком была малая механическая прочность - по хрупкости они напоминали стекло.
Первые пластинки были односторонними.
Стандартный размер грампластинок был 7 дюймов - они звучали всего 2 минуты на одной стороне.
В 1903 году впервые был выпущен 12-дюймовый диск с записью на двух сторонах.
Третьим, наиболее популярным стал размер 10 дюймов или 250 мм, на которых помещалось в полтора раза больше материала, чем на стандартную в 7 дюймов.
Позднее был разработан портативный граммофон: патефон со скрытым в корпусе раструбом.
Патефон (от названия французской фирмы "Pathe") имел форму портативного чемоданчика.
Основными недостатками грампластинок были их хрупкость, плохое качество звука и маленькое время проигрывания.
В довоенные годы в магазинах даже принимали "бой" пластинок для переработки.
Патефонные иглы нужно было часто менять. Вращалась пластинка с помощью пружинного двигателя, который приходилось "заводить" специальной ручкой.
Однако, благодаря своим скромным размерам и весу, простоте конструкции и независимости от электрической сети, патефон получил очень широкое распространение среди любителей классической, эстрадной и танцевальной музыки.
До середины прошлого века он был непременной принадлежностью домашних вечеринок и загородных поездок.
Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, в последние годы - параллельно с долгоиграющими.
В конце 20-х годов появились электроакустические звукосниматели.
Это позволило применить тонкую иглу и звуковая дорожка стала намного тоньше.
Вместо глубинной записи была использована поперечная, т.е. игла оставляла извилистый след постоянной глубины.
Применение электрических звукоснимателей позволило снизить частоту вращения грампластинки. Появились стандартные скорости 45 об/мин и 33 об/мин. Привод вращения пластинок тоже стал электрическим.
Звук, снятый с помощью электрического звукоснимателя, усиливался ламповым усилителем и воспроизводился с помощью динамических громкоговорителей.
Появились электропроигрыватели, электрофоны и радиолы.
Радиолы включали в себя не только проигрыватель грампластинок, но и радиоприемник на разные диапазоны.
Появление радиовещательных станций по всему миру позволяло прослушивать любые программы, транслирующиеся через эфир.
Появилось большое семейство отдельных радиоприемников.
В 1948 году крупнейшая по тем временам и одна из старейших фирм грамзаписи «Columbia» США впервые выпустила, так называемую, долгоиграющую пластинку или Long Play (LP).
Для того, чтобы улучшить качество звучания, был изобретён новый материал - винилат. Это особая смесь на основе сополимера винил-хлорида с винилацетатом и различными добавками, для придания пластмассе необходимых свойств.
Сочетание свойств новых игл и материалов пластинки позволило использовать не только горизонтальные колебания иглы, но и вертикальные.
Такое кодирование позволило записывать и воспроизводить одновременно два канала звукозаписи - появились стереофонические пластинки.
Такая кодировка обеспечивает полную совместимость монофонической и стереофонической записи.
Большинство стереофонических пластинок записано при частоте вращения 33 1/3 об/мин при ширине звуковой дорожки 55 мкм.
Ранее широко выпускались пластинки с частотой вращения 45 об/мин. Они, в частности, использовались в музыкальных автоматах с автоматической сменой или выбором пластинки.
В 1927 году немецкий инженер Фриц Пфлеймер (Fritz Pfleumer) после ряда опытов с различными веществами сделал напыление порошком оксида железа на тонкую бумагу с помощью клея.
В 1932 году компания AEG, взяв на вооружение идею Пфлеймера, начала производство прибора для магнитной записи под названием «Магнетофон-К1».
Носителем в «Магнетофоне-К1» была плёнка, которую изготавливал немецкий химический концерн BASF. «Магнетофон-К1» был представлен публике в 1935 году на радиовыставке в Берлине.
С 30—40-х до 1970-х гг. XX века преобладали катушечные магнитофоны, в том числе и переносные, и миниатюрные, в 50-х гг. появились кассетные, достигшие пика своего развития в 1980-е — начале 1990-х гг. Цифровые магнитофоны появились в конце 70-х гг.
Магнитная лента открыла много новых возможностей для манипулирования звуком музыкантам, композиторам и инженерам. Магнитная лента была относительно дешёвым и надёжным звуконосителем и могла обеспечить очень высокое качество звуковоспроизведения.
Хотя проигрыватели виниловых пластинок и различные магнитофоны уже отслужили свой срок и морально устарели, многие любители звукозаписи продолжают пользоваться такой техникой, не признавая "цифровой звук". Но техника не стоит на месте - когда-то устареют и теперешние самые продвинутые технологии.






Последнее обновление   Андрей Чахин 2015